Исследование, описываемое в статье А. Зверева "10 и 90 - новая статистика интеллекта", начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы. Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и привел в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся. К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно». Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характе­ризуется все теми же 10% учащихся. Объяснение очень просто: «Только 10% людей способны учиться с книгой в руках». Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».

Пирамида обучаемости

 

  • Лекция – 5 %
  • Чтение – 10 %
  • Аудио-, видео- обучение -20 %
  • Демонстрация, показ – 30 %
  • Дискуссия, диспут – 50 %
  • Практическая деятельность – 75 %
  • Учащийся обучает других учащихся – 90 %

 

Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса - использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения. Стратегия интерактивного обучения - организация педагогом с помощью определенной системы способов, приемов, методов образовательного процесса, основанного на: субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности), многосторонней коммуникации, конструировании знаний учащимся, использовании самооценки и обратной связи, активности учащегося.

назад