Технология активного обучения (ТАО) – такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый участник либо имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. (Коджаспирова Галина Михайловна «Педагогика в таблицах и схемах»). Включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую деятельность.

Отличительные особенности активного обучения (М.Новик ): принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания; достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия); самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Признаки методов активного обучения: проблемность (обучаемый вводится в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле),  адекватность учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических задач и функций обучаемого, взаимообучение, индивидуализация (требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося), исследование изучаемых проблем и явлений, непосредственность, самостоятельность взаимодействия обучающихся с учебной информацией (педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества), мотивация (профессиональный интерес., творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональное воздействие).

назад